воскресенье, 31 января 2010
Загадки японской архитектуры.
Это было давно. Добрая богиня Аматерасу, повелительница Солнца и Неба, решила создать нечто действительно прекрасное. и у неё получилась Япония, удивительная страна моря и гор, водопадов и озёр, садов и вулканов...
читать дальше Правда, японцы считают, что с вулканами богиня немного перестаралась. И землетрясениятоже можно было не создавать. Из-за них в старой Японии не строились многоэтажные строения, опасные при землетрясениях, - традиционный японский дом лёгок и изящен и весь состоит из невесомых бумажных перегородок - сёдзи.

на архитектуру Японии оказала большое влияние древняя японская религия синто. Правильнее сказать так: синто, как солнечные лучи, пронизывают всю жизнь Японии, в том числе и архитектуру. Ведь синто - "путь Богов" - не просто религия, не просто сборник описаний богов и моральных норм, а вся жизнь. Человеку другой национальности понять почти невозможно. Синто объясняет самую большую загадку японской архитектуры: что красиво и что не красиво по японским понятиям, почему загородная резиденция с тросниковой крышей и некрашенными деревянными столбами достаточно красива для могущественного императора, и не надо ему золотой крыши и середряных колонн.

Синто утверждает : мир хорош и совершенен, он появился сам по себе и сам себя регулирует. Всё в нём соразмерно - и архитектурные сооружения не должны нарушать общей гармонии природы. Главный храм синто в Исэ расположен в лесу, на берегу реки с кристально чистой водой. Храмовые здания в простой форме рисового амбара построены из неокрашенных брёвен и стоят на фундаментах из белой гальки - ведь роскошный дворец нарушил бы гармонию леса и реки.

Основные понятия синто - это понятия "чистоты" и "нечистоты". Но "нечистое" может быть "очищено", так что нет ничего безнадежного в этом гармоничном мире. Отсюда понятно стремление японцев распологать свои храмы и дома на берегу водоёмов. А ещё лучше, что бы там был маленький водопад, смывающий всё злое. Впрочем, очищает не только вода, но и добрые мысли, стремление к чистоте.
Синто не делит сущее на на живое и неживое. всё живо - вода и камень, гора и вишня, олень и человек. Ками, непостижимые японские духи, то ли боги, то ли души людей и предметов, живут в каждой травинке и в каждом придорожном булыжнике. Поэтому, наверное, так удивительны и одухотворены японские сады. ни один народ в мире не придумал такого странного сада - из камней. Сад из семи камней храма Тэнрюдзи бережно сохраняется с Х века. Я понский сад камней полон символов - вот остров посреди озера в форме облака, он покрыт белым песком, вот круги белого гравия вокруг центрального камня... Названия камней похожи на строчки стихов: камень Лунной тени, камень Тени для играющих рыб, камень покрывала туманов. Очень распостранёный сад под названием "Сад идущих вброд тигрят": большой камень это тигрица, за ней "идут" камни поменьше. камни "пересекают вброд" лужайку, засыпаную песком. Один японский архитектор ХV века считал идеальным сад, в котором ничего нет, кроме песка и камней.

В синто нет понятия рая, мира духов - ками живут рядом с людьми, люди и сами могут стать ками, и не нужно искать спасения в другом мире. Синто не запрещает японцу верить в Будду или Христа. Синтоистские божества не ревнивы - верь, в кого хочешь и живи чисто. В VI веке из Китая и Японию пришёл буддизм. Чужая религия полюбилась, прижалась, многое изменила в жизни страны. Но и сам буддизм изменился на японской земле. настоящий, класический буддизм проповедует отказ от всех желаний. Японский буддизм не заставляет отказыватся от прелестной жизни, только нечистые, нереальные желания мешают гармонии. Буддизм очень повлиял на японскую архитектуру. появились сложные формы китайского зодчества, тоже полные гармонии и вкуса, но выглядевшие вычурно по сравнению с благородной простотой древних строений. Императорские дворцы приобрели нарядные черепичные крыши, каменные полы и красные лакированные колоны... но вот что забавно: государственные строения, публичные зала отделывали в китайском стиле, ярко и замысловато, а личные покои, даже императорские, оставались простыми и лаконично-строгими. Буддиские и синтоистические храмы не враждовали, а дополняли друг друга. ведь вражда - это нечистое, это то , что нарушает гармонию всего сущего. Поэтому так прекрасны японские дома и храмы, дворцы и сады. Они утверждают гармонию и душевный покой этого негармоничного и неспокойного мира.
@темы:
Япония